Следующий текст не претендует на объективность (и тем более на «Объективность»). Вполне отдаю себе отчёт, что я не видел и маленькой толики того, что стоило увидеть даже в первом посещении Непала, а из того, что увидел – мог многое не понять или неверно интерпретировать. Поэтому критики – идите сами знаете куда :) И да, в следующих сообщениях фотографий будет МНОГО. И самих сообщений штук 20 ожидается, так что можно сразу отписываться на пару недель, кому не хочется всё это читать.
«Всем заткнуться и руки вверх, Хэнк — пошли» :)
Октябрь 2013 года.
Мне пишут друзья из Санкт-Петрбурга «Макс, мы хотим весной ещё раз съездить в Непал, как в прошлом году осенью, поедешь с нами?». Я традиционно в «никакой» физической кондиции, но оптимистично верю в то, что за полгода я как-нибудь наберу форму, соглашаюсь и прошу уточнить даты, чтобы встать в график отпусков.
Чуть ближе к ноябрю приходит информация – планы поменялись, Непал отменяется.
Всю зиму я живу в обычном «овощном» режиме, никак не занимаясь спортом, чуть-чуть подлечил пару хронических болячек.
Февраль 2014 года – снова выходят на связь «питерские» друзья – планы опять поменялись, поездка в Непал состоится.
Форсировать приведение организма в норму нельзя – чревато травмами, я это уже проходил. Так что по совету тех же «питерских» я стал просто ходить пешком с работы домой, постепенно добавляя нагрузку – сначала налегке, потом через день поднимаясь на Мишенную сопку (383м) и спускаясь домой, затем то же самое с рюкзаком. Плюс лёгкая диета – никакого алкоголя, никакого «пожрать на ночь». К апрелю я сбросил 8 килограммов жира (было 103 – стало 95).
15 апреля я улетел в Москву, докупил часть снаряги, 17 числа вылетел в Дели. В Шереметьево купил блокнотик, записи из которого приводятся ниже.
17.04.2014, вылет из аэропорта Шереметьево, Терминал 2 (F).
Так как летим транзитом через Дели со стыковкой авиарейсов разных авиакомпаний, то рюкзаки сдавать в багаж не хочется, тем более что они у нас небольшие. Спецконтроль пропускает нас без особых вопросов, но надо иметь ввиду, что для провоза в салоне более жёсткие ограничения на некоторые вложения, чем если бы мы сдавали рюкзаки в багаж. Нас спокойно пропускают через регистрацию, но при прохождении паспортного контроля погранслужба желает увидеть мой посадочный талон. Пришлось вернуться и попросить его распечатать.
На борту некоторая суматоха с питанием – рейс едва ли не на половину состоит из индийских граждан, у которых свои предпочтения в еде.
По прилёту полный бардак с транзитными пассажирами – стойка оформления общая, но с пассажирами каждой авиакомпании работают свои менеджеры, и сразу понять, кто из них есть кто не удаётся. К тому же, как выяснилось, НИКТО не отвечает за свои слова – обещали заняться нашим оформлением через 10 минут, затем через полчаса, потом назначили конкретное время, потом ещё через Х минут. Когда более чем через 2 часа мы начали активно выражать своё недовольство тем, что нами никто не занимается, а мы сидим в транзитной зоне, где из питания только автоматы по продаже напитков, не принимающие российские рубли и банковские карты, то получили ответ «не волнуйтесь, до вашего вылета ещё 4 часа, вы всё успеете». Рядом находилась группа граждан Индии, которые испытывали те же проблемы, причём по их активному диалогу с менеджером было понятно, что ждут они гораздо дольше нашего и у них маленькие дети, а их несколько часов держат в транзитной зоне без внятного объяснения перспектив.
Наконец нам выдали посадочные талоны и отправили на спецконтроль, на котором у Жени изъяли маленький ножичек мультитул, а у меня швейцарский армейский нож :( Наши попытки договориться с представителем авиакомпании об упаковке инструментов в один из наших рюкзаков и помещении его в багаж к успеху не привели – нам пообещали это сделать, даже забрали нож и мультитул со спецконтроля, но потом просили подождать и… и просто ушли более чем на час. Дальше нам ждать результата надоело. Но вывод мы сделали окончательный – верить индийцам на слово нельзя категорически, врут не краснея. Разговаривают индийцы на английском даже между собой, но это очень своеобразный английский, в сочетании с нежеланием собеседника понять вашу точку зрения эффект феерический.
Аэропорт Индиры Ганди в Дели – современный, с большим количеством выходов на посадку, травалаторами между ними (все едут в одну сторону, в обратную курсируют электроавтомобильчики), магазинами. Кроме сидений есть ещё и лежаки – для тех, кто хочет поспать перед рейсом. Впрочем, многие не парятся и спят прямо на ковровом покрытии — как мне пояснили, в Азии это обычное дело. Мы купили себе по упаковке маленьких батончиков сникерса, чтобы взять с собой в трек :)
Перед выходом на посадку снова контроль – если у вас на сумке нет бирки, которую вам должны были выдать на спецконтроле, то вашу сумку полностью проверят на предмет недопустимых вложений. Странно, как это поможет, если вы купили, к примеру, нож в магазине дьюти-фри и положили в сумку с биркой :)
18.04.2014
В аэропорту Катманду мы оформляем въездные визы (40 долларов с человека за визу на срок до 30 суток), меняем 100 долларов (курс обменника 94,2 + 200 рупий комиссия за обмен, альтернатив нету) и едем заселяться. В туристический район Катманду (Тамель) мы доехали за полчаса и 600 непальских рупий. С нас просили 700, но с первого же дня Лена начала меня учить, что, за исключением супермаркетов с фиксированными ценами, имеет смысл везде торговаться, реальная цена может отличаться от начальной вдвое. Заселились в отель «Om Tara Guest House», в котором ребята останавливались в свой прошлый визит, номер 3-местный с туалетом и душем, по европейским меркам примерно 1 звезда :) Санузел совмещённый, с бетонными стенами и полом, но с учётом усталости, жары и «походного» настроения нас это нисколько не напрягает. В отеле очень дружелюбный персонал. Впрочем, «персонала» на виду тут 3 человека – все мужики, а об общей дружелюбности непальцев я ещё не раз скажу. Но разительная разница с Индией ощущается с первых же минут. Мы поменяли ещё доллары на рупии по курсу 95 и пошли оформлять регистрационную карту трекера. В народе она называется TIMS, хотя это неправильно, TIMS это Trekker’s Information Management System, а карта называется Registration Card for Individual Trekkers, зелёного цвета.
Но это у индивидуальных трекеров она зелёная и стОит 2000 непальских рупий (NRs), групповые регистрационные карты – синие, и стОят вдвое меньше. А вот оформить разрешения на посещение национального парка Sagrmatha мы не смогли – их офис работает до 14 часов, а на следующий день (суббота) у всех госконтор вообще выходной. Впрочем, нас это особо не тревожит, т.к. мы в курсе, что пермиты на посещение парка можно оформить и по пути, в нас. пункте Monjo.
Зашли на автостанцию, купить билеты на автобус до Shivalaya – узнали, что сделать это можно будет только за сутки до выезда, т.е. завтра. Значит, сегодня и завтра – докупка разных мелочей, а выезжаем в воскресенье в 8 утра.
Так и сделали – днём гуляли, а вечером сидели на старой площади (Durbar Square) и наблюдали за жизнью. В очередной раз вспомнил, что фотоаппарат нужно носить с собой ВСЕГДА!
Город ПАХНЕТ! Запахи специй, еды, иногда не очень приятный, но не отталкивающий – повсюду. За проживание в отеле с нас взяли 1100 Nrs в сутки.
19.04.2014
С утра сходили купили билеты на автобус (750NRs с носа), затем докупали всякое-разное, я купил трекинговые палки (2000 Nrs), пуховку (3200 Nrs), синтетическую футболку с длинным рукавом (400NRs). Ужинали в китайской едальне.
Фраза дня «Женя, где мои трусы?! Лена, трусы – в кастрюле!». Это мы так рюкзаки разбирали :)