Про Жировую я наслышан давно. Дорога туда открывается для колёсной техники в конце июля, и остаётся свободной крайне недолго — снег выпадает уже в конце сентября.
Например, вот так туда проезжали в прошлом году.
Ну а что пишут про это место «интернеты» вы можете прочитать сами.
Вообще мы собирались выехать в четыре экипажа утром в субботу, чтобы вернуться домой во второй половине дня в воскресенье. Но планы порушились, часть людей выехала в пятницу вечером и заночевала по дороге (на Родниковых), я догонял их с утра субботы, без штурмана и собаки.
По дороге заскочил на дачу — взял 4 чурбака лиственницы (очень они пригодились нам позже) и решётку для жарки мяса. И не смог проехать мимо необычного, впервые замеченного мною зрелища — облака аккуратно облепили конус Авачинской сопки.
Впрочем, тут же я свернул на Паратунскую трассу и уже этого вида не наблюдал. Начавшаяся от пос. Термального убитая грунтовка отбивала всякое желание не только фотографировать, но и ехать вообще. Я очень старался успеть к месту встречи вовремя, держал максимальную скорость около 40 км/ч, и это реально было МНОГО, машину всё время приходилось удерживать на траектории. Но уговор дороже денег — раз договорились о встрече в 10 утра, надо было или успевать, или не обижаться потом, что меня не дождались. Если бы работала хотя бы сотовая связь, но у нас была только лишь обговорена частота на УКВ-радиостанции.
Ещё и погода была странная — проглядывало солнце, но летали крупные «облачка» мокрой взвеси, которые то перекрывали обзор, то заслоняли солнце, то облепляли лицо и фотоаппарат. Вобщем, вилючинский водопад вышел на уровне «бой в Крыму — всё в дыму».
На Родниковой мы встретились с Алексеем (никнейм Oven, машина TLC 74, короткий «Охотник», полностью блокированный, на симексах), Дмитрием (никнейм Димас25, машина Daihatsu Rugger с неродными мостами, тоже на симексах) и Стасом (никнейм Румын, квадрик, Х.3. какой).
Впрочем, по общей договорённости вниз к самим источникам я не спускался с целью экономии времени, встретились у обзорной площадки на водопад, который я показал тем, кто ещё его не видел.
Добрались к Верхне-Мутновской ГеоЭС (не путать с Мутновской ГеоЭС, которая хоть и находится ближе, но мы сворачиваем с трассы не доезжая до её КПП 200 метров) в 11:20, на одометре пробег 110 км от П-Камчатского, делаю контрольный звонок домой, дальше связи с домом опять не будет, до момента, пока не доберёмся сюда же на обратном пути.
Ну а после пошёл продолжительный спуск в сторону бухты.
Нам вон туда, в самый дальний конец долины, и ещё немного за поворот.
На пути попадаются не стаявшие до конца снежники. На самом деле их практически нету, по сравнением с прошлым годом.
Снежник вымывается ручьями, образуя арку, под которой можно гулять.
Но спуск с перевала не последнее препятствие. Дальше нас ждёт дорога с многократным пересечением реки, которая по мере приближения к устью становится всё полноводнее, напитываясь со снежников на склонах долины.
На склонах долины регулярно встречаются потрясающей красоты водопады. Представьте себе, на высоте более сотни метров видна нитка хорошо заметного водопада. И понятно, что практически никогда нога человека не ступала в его подножью и к его началу — слишком труднодоступен район, слишком кратковременен период открытой работы водопада.
Традиционное фото для тех, кто впервые едет в Жировую, на фоне скалы с узнаваемым строением.
Я стою с фотоаппаратом на другом берегу реки (меня перевёз туда Лёха Овен на капоте своей машины).
А вот вид на это место уже дальше по течению, после перехода реки. В кадр попал и красный Ниссан Сафари, который мы нагнали по дороге, а затем несколько раз расходились — мы задерживались на фотосессию, они шли дальше, затем мы их снова нагоняли и т.п. С ними же за компанию пошёл и TLC 80, полностью блокированный, но без лебёдки и хайджека…
Кстати, о хайджеке. Оказывается, руггер ещё накануне на Родниковой оторвал крепление переднего амортизатора. И «по закону подлости» прямо на развилке «горячие источники — бухта» у него на очередной грязевой кочке отыгрывает мост, и вылетает из штатного места левая передняя пружина. Вот тут-то и пригодился реечный домкрат.
Впрочем, на этом злоключения не заканчиваются. После установки пружины выяснилось, что порвано крепление рулевой тяги. Тут уже варианты «куда едем» отпадают, запихиваем руггер на обочину, его экипаж с обломками тяги садится ко мне в машину, и мы едем на горячие источники, где есть сварка.
По дроге переходим по замысловатой траектории реку, причём квадроцикл на всякий случай цепляется ко мне на прицеп :)
Догоняем ту самую 80-ку, сидящую в яме с оборванными шпильками проставки заднего левого колеса, помогаем своими домкратами, после установки колеса обходим их по лесу, едем дальше на источники. Квадрик по дороге пробивает правое заднее колесо, на место прибыли в 15:25, на одометре 133 км.
На источниках тягу заваривают (и хотя варили сами, но за предоставление сварочника и электродов с нас даже денег не взяли), я остаюсь в лагере помогать организовывать костёр, обед, ремонт колеса квадрика, Лёха с Димасом уезжают ставить на место тягу.
По рации сообщают, что тягу поставилим, едут к нам. Затем уточняют, что есть технические заминки, но не конкретизируют. Народ начинает нервничать, т.к. припасы большей частью в отсутствующих машинах. Наконец обе машины приходят в лагерь, когда палатки уже поставлены, суп приготовлен, а в лагерь прибывает народ каждые 10 минут. Оказывается, в той речке, где я свободно прошёл и непонятно зачем тянул за собой квадрик (он мог пройти сам без проблем, что и сделал на обратном пути), руггер взял чуть в сторону от известной траектории И УТОНУЛ. Ну то есть он не нырнул с головой в реку, конечно, но маневрируя в реке в конце концов доехал до состояния, когда осталось только заглушить двигатель во избежание гидроудара, в салоне вода стоит выше сидений. Вынули его на берег второй машиной, обтекли, обсушились, к источникам он доехал своим ходом. Но пришлось изобретать дополнительные меры по гидроизоляции спального места на ночь :)
На самих источниках очень уютно. Стало чуть пошумнее ближе к ночи, когда приехали все желающие — было, наверное, не менее 30 машин, точно я не считал.
Есть облагороженный бассейн в самом лагере.
И есть отдельный бассейн метрах в 300 в стороне.
Везде, где по дороге к бассейну или полянам нужно пересекать ручьи, построены или натянуты мостики.
Ночью нам тоже было не скучно, атмосфера праздника не пропадала :)
Утром на стоянке я насчитал СЕМНАДЦАТЬ квадроциклов, включая тот, что был в нашей компании. Число машин и людей я даже подсчитывать не берусь. Вот тебе и «отдалённое труднодоступное место».
Ночью несколько раз начинался дождь, дорога в сторону бухты чуть-чуть намокла.
А ещё вдоль дороги растёт «борщевик Сосновского» (он же «пУчка»), а также шеломайник. Вот такой высоты.
Переходим в обратную сторону речку, заезжаем в лес и через 100 метров у руггера пропадает электропитание. Поняв, что поломку быстро не исправить и обнаружив, что за нами начинает собираться очередь, я вытаскиваю задним ходом руггер на плёс у реки.
И пока красные труселя Димаса сиротливо маячат из подкапотных недр…
… мы оглядываемся, и замечаем двух малолетних наглецов, невозмутимо рыбачащих в 50 метрах от переправы.
Получалось, правда, у них не очень. Несколько настороженно мы оглядывались в поисках их мамаши, но она не захотела себя проявить, и замечательно.
В конце концов подростки свалили на другой край реки, где их спугнула очередная машина, и они убежали выше по течению. Кстати, странно, что они совсем неумелые, рыбы в реке было МНОГО.
Вот и Димас что-то пытается поймать…
А, не, это он трос полощет от грязи :)
В результате «чинится» он бросив провод от плюсовой клеммы аккумулятора напрямую на клапан отсечки (или как эта фигня называется? не разбираюсь я в машинах настолько хорошо). Генератор, понятное дело, не работает. Но это не мешает руггеру нестись в сторону океана как потерпевшему.
Сфотографировались на берегу бухты Жировая.
И устья реки тоже сфотографировали.
Погода менялась раз в 15-20 минут — то светит яркое солнце, то поднимается ветер и идёт дождь. Перекусили и поехали домой. Но не тут-то было. На середине перевала мы упёрлись в пробку. Сперва небольшую.
А потом большую. Время 16:41, наши 3 машины замыкают колонну.
Дальше фото не делал — закончилось место на флэшке, закончились нервы.
Сначала ждали, пока рассосётся пробка. Сама она делать это не спешила — даже подготовленные машины брали глиняный подъём не с первой попытки.
Пришёл трактор с Верхне-Мутновской ГеоЭС (до неё было всего 4-5 км), говорят, это была его 4-я по счёту ходка, зацепил 6 машин «паровозиком», уволок наверх. Больше я его на этом склоне не видел.
Оставшиеся машины кто самостоятельно, кто с чужой помощью выкарабкивались наверх. Я заполз по чужому примеру на правый травяной склон, проскочил по нему треть подъёма в обход, выскочил поперёк подъёма в левый объезд (похоже, это когда-то была старая дорога), прошёл его на две трети, застрял — упираюсь в глину рычагом. Запросто можно было подкопать и выйти ходом, но начавшая собираться сзади очередь действовала на нервы — я предпочёл зацепиться за впереди шедшую машину лебёдкой и вытянуться наверх самостоятельно.
На промежуточной площадке осмотрелся, попробовал было также хитро пройти объездом по ручью — колёса вязнут в глине. Шедшая за мной 80-ка тоже не смогла его осилить, вернулись в общую колею. Её я тоже пролетел на две трети, затем зацепился лебёдкой за эту 80-ку, метров 10 на самой крутизне подтянулся, опять встал на площадку. Дальше уже пошёл ровный участок, но обещали ещё один подъём впереди.
Все машины уже ушли, и только Лёха остался внизу — он, оказывается, тащит вверх по колее тот самый стоковый сафарик, на котором из внедорожной подготовки только цепи на передних колёсах. В помощь к нему спустился руггер, вдвоём они вытянули сафарь до левого объезда, затем Лёха протащил его сквозь объезд, а вот в нормальную колею решил выдёргивать рывком. Разогнался, дёрнул, сафарь вылетел, а вместе с ним чуть не вылетел «охотник» Алексея — встал с угрожающим креном, да ещё и разул правое переднее колесо. Хорошо, руки свободные были недалеко — упёрлись в «охотника», не дали опрокинуться.
Смеркалось…
Двумя хайджеками выровняли машину, сполоснули водой край покрышки и обода, компрессором набили колесо и оно забортировалось на место. Пока этим занимались, руггер снял с «охотника» второй аккумулятор — тот, на котором он шёл от речки, разрядился.
Дальше уже пошло плегче — Лёха затянул сафаря в остаток подъёма, мы встали колонной: «охотник» с включенным заднем светом во главе колонны, за ним «слепой» руггер, потом стоковый сафарь, затем 80-ка и замыкаю колонну я на паджеро. Рации есть только у головной и замыкающей колонны. Таким обозом догребли до Верхне-Мутновской ГеоЭС, были ещё подъёмы, даже круче предыдущего, но они были покрепче, с камнями, поэтому их не так размыло ночным дождём и не так разбило предыдущими машинами. Чем выше поднимались, тем сильнее становился ветер, на самом верху машину уже ощутимо раскачивало из стороны в сторону, а в районе станции со склонов начало ветром срывать камни и швырять в лобовое стекло машины. Быстренько проскочили вниз к КПП Мутновской ГеоЭС, откуда я на последнем издыхании аккумулятора телефона отзвонился домой, сообщил, что все живы. Время 21:27, на свой собственный подъём ии спасательную операцию мы затратили 5 часов, из них больше половины не по своей вине.
Расстаёмся с сафарём и 80-кой, дальше дорога им по силам. Встаём «уступом» — впереди «охотник», ему в след руггер без освещения (и без отопления, вентиляции и радио), слева от руггера и чуть позади я с включенным дальним светом, освещаю, как могу, ему дорогу. Так и шли 60 километров до Термального. У руггера к тому времени уже лопнула правая передняя пружина, очевидно, ещё до подъёма в перевал. Ну и всю дорогу он шлёпал по лужам, а вода из них вместе с камнями летела в сторону — правильно, мне в лобовое стекло :)
В П-Камчатский приехали ближе к часу ночи, руггер пошёл домой, а я закинул его пассажира в Сероглазку и тоже пошёл спать.
Очень доволен выходными :)))
Зима. Горнолыжная трасса. Лыжник в полной экипировке: очки, шлем, модный костюм. Несется он с горы и падает. Встает: палки погнуты, лыжи поломаны, костюм в клочья, очки разбиты, лицо в крови.
Отряхивается, встаёт, смотрит на вершину спуска и говорит:
— Б***Ь! Все равно лучше чем на работе!